Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног. Интересно узнать, что носили наши предки, откуда появилось такое название и кто во что был обут. Познавательная информация со средних веков до XIX века.
История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех народов. Хотя ремесленники, солдаты и люди низших сословий древнего Египта ходили босыми, но египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили сандалии, которые всегда снимались в присутствии или во дворце царя. Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень, закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались. Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет.
У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями, высокие башмаки, сильно напоминающие современную обувь. Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины носили железную и медную обувь.
У греков кроме простых сандалий, изображенных на на большей части древних статуй, полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины. На найденных глиняных фигурках из Танагры, изображенных обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также раскрашивались и разукрашивались. Затем был сорт красивой обуви белого цвета под названием «персидской», которую носили в преимущественно куртизанки. Лаконской или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь лакедемонян, которая была красного цвета.
У римлян существовало два вида обуви: один «calceus»,закрывающий всю ногу и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой — «solea» (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда «calceus». Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота,служившие отличительным знаком сенаторов — патрициев и называющиеся «luna patricia». Женская обувь была обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и украшалась вышивками и жемчугом. Мужская обувь была черного цвета, некоторые носили также красную. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи — одним. Бедный класс населения носил деревянную обувь; она же надевалась на осужденных за отцеубийство.
Из истории женской обуви. Столетиями женская обувь оставалась скрытой под рюшами широких платьев и недоступной даже самому любопытному взгляду. Еще с давних времен обувь считается и признаком благосостояния. Аристократки XIX века опускали свои нежные ножки в парчовые туфельки, в то время как их служанки стучали своими грубыми деревянными башмаками. Сандалии с золотыми подметками римских императриц, туфли с красными каблуками, которые носили при дворе Людовика XIV, и туфельки от Гуччи наших времен — все это визитные карточки столетий, показывающие благосостояние и социальный статус их владельцев. Но не только это находит отражение в нашей обуви. Она способна расставить вехи в жизни любого человека, вызвать воспоминания об определенном месте, дне и времени. Она как своего рода старенький, но бережно хранимый фотоальбом — крохотный башмачок вашего первенца, пара свадебных туфелек, до сих пор стоящих в коробке в шкафу, чудом сохранившиеся бабушкины ботики с массивной пряжкой.
Как рождается туфелька?
Путь от разработанного на бумаге дизайна до готового образца обуви насчитывает до 100 рабочих этапов. Самым первым и наиболее важным шагом является, конечно же, изготовление колодки. Колодка - это вырезанная вручную из дерева или вылитая из искусственного материала копия ступни. Одна лишь колодка решает многое о будущей комфортности обуви, т.к. именно она определяет кривизну подошвы и как следствие ее устойчивость. Для каждого типа обуви, будь то образец ручной работы или же массовый продукт, необходима своя индивидуальная колодка. Для начала делается отпечаток или слепок ступни, с которого сапожник снимает до 35 мерок. По ним он судит о симметрии пальцев, определяет высоту подъема и обхват ступни, вычисляет длину большого пальца и кривизну подошвы.
Кроме того еще и необходимо предусмотреть то, как будет двигаться нога в будущем образце обуви. Настоящим мастерством при изготовлении колодки является умение учесть все проведенные расчеты и сохранить при этом выработанный дизайн обуви. По готовой колодке сначала вырезаются наружные и внутренние заготовки передней и задней частей обуви, затем они сшиваются вместе и некоторое время размачиваются. Заготовка натягивается на колодку и сушится около двух недель. Теперь остается лишь добавить подошву и каблук, а затем и стельку.
Сандалия. Сандалии были самой ранней формой обуви, придя на смену примитивным портянкам. Каждая культура имела свой вариант сандалий. Они как правило состояли из твердой подошвы, которая поддерживалась при помощи ремешка, обвитого вокруг ноги или проведенного между пальцев. Уже в 3500 г. до нашей эры египтяне изготовляли с помощью отпечатков ступней на мокром песке точно подогнанные подметки из сплетенного папируса; креплениями служили ремешки, сплетенные из необработанной кожи. Эти сандалии защищали ступни от горячего песка и неровной поверхности, однако нога все же оставалась полностью открытой — этим недостатком воспользовались египетские женщины, которые носили на ногах различные украшения. Подошвы сандалий римских императриц были вылиты из чистого золота, а ремешки украшали драгоценные камни. Персы и индусы вырезали сандалии из дерева и прикрепляли к ним колышек, на который опирались пальцами при ходьбе. Славяне изготовляли сандалии из войлока, а испанцы плели из тесемок. Даже британские солдаты несмотря на холодную и дождливую погоду носили сандалии, прототипы которых они впервые увидели у римских войск. Символом чего только не была сандалия на протяжении времен — бедности и престижа, целомудрия и кокетства. Оставаясь долгое время в тени от высокой моды, сандалии пережили настоящий бум в двадцатые годы нашего столетия. Предприимчивые дизайнеры решили снабдить сандалию каблуком. Благодаря изобретенной Феррагамо металлической вставке, поддерживающей изгиб подошвы, обувь на высоком каблуке могла обойтись теперь и без закрытого носка, служившего ранее опорой для пальцев ступни.
Обувь, которая вошла в историю. Невидимая сандалия Феррагамо. Когда наконец голодные и бедные годы второй мировой остались за плечами Европа, изголодавшаяся по люксу и экстравагантности, наконец вздохнула свободно. Диор и Феррагамо поразили мир своими выдумками, о которых в годы войны приходилось лишь мечтать. Длинной до икр головокружительные в несколько слоев юбки от Диора, на изготовление которых уходило до 80 метров ткани, служили воплощением черезмерной романтики, а «невидимые сандалии» Феррагамо фасцинировали еще сильнее. В годы войны большая часть кожи шла, конечно же, на изготовление солдатских сапог. Поэтому дизайнеры вынуждены были экспериментировать с другими доступными материалами — войлоком, пенькой или даже соломой. Многие покорно смирялись с обстановкой, но Феррагамо воспринял этот кризис как вызов, брошенный его дизайнерским способностям. Он экспериментировал даже с целлофаном, в который заворачивали сладости, и плел из него и серебряной нити нежные ремешки для своих туфелек. Однажды после войны, наблюдая за работой рыбаков во Флоренции, дизайнеру пришла идея изготовить босоножки, используя вместо кожи нейлоновые нити. Чтобы создать иллюзию «невидимой» туфельки Феррагамо вырезал из дерева клинообразный каблук так, чтобы нога казалась просто невесомой в воздухе. Кожаные перемычки он заменил нейлоновыми нитями, проведя их от одной стороны подошвы к другой. В зависимости от световых условий верхняя часть таких сандалий — босоножек часто казалась невидимой, в то время как под определенным углом казалось, будто бы пятка плыла по воздуху. Несмотря на всю виртуозность и настоящую лавину паблисити сандалии почти не покупались. Феррагамо объяснял это тем, что женщины чувствовали себя в такой обуви слишком откровенно раздетыми, другие же считали, что виной всему была цена. «Кто же захочет купить себе пару невидимых туфелек за 29,75 долларов, если за те же деньги можно купить 4 тонны угля?» — писала одна газета. Возможно, что гениальная дизайнерская идея была слишком призрачной и незначительной для женщин послевоенной поры, которые жаждали настоящего изобилия и излишеств. В 60-е годы «невидимые» туфельки пережили настоящий фурор. Каблуки и окантовки этих модных в то время образцов модельеры украшали блестящими камешками. Оставаясь прозрачными и порой невидимыми взгляду, туфельки притягивали все взоры на себя, и ножки, на которые они были одеты, несомненно, должны были быть ухоженными и иметь превосходную форму.
Как люди придумали обувь?
Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног. Сандалии – старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи – тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке – такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.
Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль — деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация – это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.
Эпоха возрождения.
Трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости. Галоши на высокой платформе – изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом. Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем. Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.
Елизаветинской период 1560 — 1620гг. Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых. Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка — ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх. Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати. Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать. Всевозможные цвета использовали для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый — все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи. Женскую обувь можно было редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены. Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде. Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.
Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей. Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект. Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.
Эпоха революции 1775-1815гг. Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид. Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было.
1815-1870гг. На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей. В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.
Первая мировая война и 40-е годы. Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки – армейские бутсы считаются писком молодежной моды. Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза – это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий. Использовался также валяный сапог, в простонародье – валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды. У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук — высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом — он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.
60-е годы. С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля. Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины. А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.
Семидесятые. Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов. С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» – сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными – их тогда носила вся страна. Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели – сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они стояли людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.
Восьмидесятые. Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух – это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.
Девяностые годы. В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями. Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка. В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.